- rus
- eng
Игорь Бондаренко, управляющий партнер, Страйд Консалтинг
14 фев. - 28 фев. 2020 г.
Распространение коронавируса становится информационной пандемией: инфекция, вначале обнаруженная в Китае, выявлена в Южной Корее, Таиланде, Италии, Австралии, США и некоторых других странах. Правительства рекомендуют воздерживаться от путешествий, ограничивают авиационные сообщения, вводят карантины для целых городов, что приводит к снижению деловой активности и, главное, создают пугающий новостной фон.
Индекс акций S&P 500 откатилcя к значениям сентября 2019 года, потеряв 12% за неделю. Российский индекс РТС потерял почти 15% в силу падения котировок компаний нефтегазового сектора и обесценения рубля против доллара США. При этом макроэкономическая ситуация просто не могла измениться в столь короткое время, а экономический эффект от вспышки коронавируса пока незначительный.
Индексы слишком долго росли (около 60% за последние 4 года), коррекция была неизбежна и необходима. Если это кризис, то коронавирус стал спусковым крючком, но не причиной. Доходности 10-летних казначейских облигаций США упали до своих исторических минимумов – 1,16%, что требует снижения ключевой ставки ФРС. Нужно ли сдувать очередной пузырь на рынке акций сейчас или делать это постепенно? Как финансировать дефицит бюджетов? Насколько устойчив глобальный экономический рост? Как долго ставки могут оставаться низкими? На эти вопросы лучше отвечать без информационных вспышек коронавируса.
Рынок акций
Падение индекса S&P 500 за прошедшую неделю в размере 11,5% оказалось самым крупным снижением после кризиса 2008 года. Инвесторы потеряли около 3,6 трлн $US рыночной стоимости за неделю. При этом с фундаментальной точки зрения глобальная экономика имеет запас прочности (ожидаемый рост 3,3%), а экономика США рапортует о росте ВВП в размере 2,1% за четвертый квартал 2019 года. Представители ФРС США пока не видят серьезных оснований для гарантированного снижения ключевой ставки, хотя готовы к этом решению.
Особенностью прошедшей коррекции является её нефинансовый характер. Это не мыльный пузырь на рынке технологических компаний, не кризис на ипотечном рынке, не лавинообразные банковские банкротства. Влияние коронавируса на экономику выражается в ослаблении спроса, в снижении покупательной активности, разрыве логистических цепочек и бизнес связей. Ущерб для экономики может огромным, но проявляться будет постепенно, а, главное, его трудно просчитать на раннем этапе.
На российском рынке сильно упали акции нефтегазового сектора в результате падения цен на нефть. Таким образом, акции Газпрома потеряли 12,7% за неделю, акции Лукойла обесценились на 11,6%. Падение промышленного спроса со стороны Китая сильно ударило по котировкам металлургических компаний: Мечел (-16,85% за неделю), Русал (-14,0% за неделю), Норильский Никель (-8,87% за неделю).
Падение индексов акций за неделю, оканчивающуюся 28 февраля 2020 года, %
Источник: investing.com
Долговой рынок
Доходности казначейских 10-летних облигаций США снизились до 1,163% (-21,05% за неделю и 39,4% с начала года). Спрос государственных долговых бумаг вызван бегством инвесторов с рынка акций в поиске тихой гавани.
Доходности 10-летних российских ОФЗ выросли до 6,47% (+7,92% за неделю), что вызвано агрессивными продажами рубля и покупками доллара США и евро. Суверенные российские облигации сильно зависят от котировок нефти и пока не являются тихой гаванью для российских инвесторов.
Доходности 10-летних казначейских облигаций, %
Источник: investing.com
Валюта
Обвал котировок рубля к доллару США на 4,2% за неделю был вызван падением цены на нефть марки Brent до 50 $US за баррель. Российская валюта ещё раз подтвердила свою сильную зависимость от цены на нефть. В пятницу, 28 февраля, один доллар США стоил 66,99 рубля – уровень котировок августа 2019 года. Несмотря на макроэкономическую стабильность российской экономики рубль остается волатильной валютой.
При этом индекс доллара США к корзине валют снизился за неделю на 1,21% в связи распространением коронавируса в США и появлением первой жертвы в штате Вашингтон. Против доллара США усилились китайская юань (+1,15% за неделю), а также европейская валюта (+1,65% за неделю). В пятницу, 28 февраля, за фунт стерлингов давали 1,28 доллара США, что на 1,11% ниже закрытия предыдущей недели.
Динамика индекса доллара США, юаня, евро, фунта стерлингов и рубля за неделю с 21 февраля по 28 февраля 2020 года, %
Источник: investing.com
Золото и палладий
Котировки золота резко упали на 3,57% за неделю до уровня 1 587 $US за унцию, следуя за рынком акций. Продажи золота обусловлены формированием ликвидности для закрытия обязательств по маржинальной торговле.
Вероятнее всего золото выйдет на более высокий уровень котировок по мере стабилизации рынка акций. Политические риски, связанные с президентской кампанией в США, а также дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики центральных банков будет поддерживать цены на золото.
Стоимость унции палладия снизилась за неделю на 4,36% до уровня 2500, оставаясь на 31% выше котировок на начало 2020 года.
Нефть
Котировки нефти упали до уровня декабря 2018 года и в течение недели опускались ниже 50 $US за баррель. Саудовская Аравия предложила ОПЕК сократить добычу до 1 млн баррелей в сутки (ранее предлагалось сокращение в 600 тыс. баррелей), но Россия пока не выразила поддержку этому решению.
За прошедшую неделю стоимость барреля нефти снизилась на 14%, а с начала года потеряла 24%. Падение спроса на нефтепродукты со стороны Китая является основным фактором давления на нефтяные котировки.
Недельные изменения цены нефть в 2020 году, %
Источник: investing.com
Никель
Котировки никеля упали за неделю на 2,8% до уровня 12 220 за тонну, оставаясь в тренде понижения (-4,5% за месяц, -13% с начала года).
Динамика цен на товары за неделю с 21 по 28 февраля 2020 года, %
Источник: investing.com